Робот AlphaBot2-Pi состоит из нескольких основных частей:
Робот AlphaBot2-Pi состоит из нескольких основных частей:
* База-шасси
- База-шасси
* Плата-адаптер
- Плата-адаптер
* Одноплатный компьютер Raspberry-Pi
- Одноплатный компьютер Raspberry-Pi
* Камера с поворотным кронштейном
- Камера с поворотным кронштейном
* Ультразвуковой дальномер
- Ультразвуковой дальномер
### База-шасси
### База-шасси
@ -73,7 +73,7 @@ code tmp/server
6. TLC1543 - 10-битный аналогово0цифровой преобразователь для подключения аналоговых датчиков к Raspberry Pi.
6. TLC1543 - 10-битный аналогово0цифровой преобразователь для подключения аналоговых датчиков к Raspberry Pi.
7. PCA9685 - 16-канальный 12-битный ШИМ-модуль для работы с сервомоторами.
7. PCA9685 - 16-канальный 12-битный ШИМ-модуль для работы с сервомоторами.
8. CP2102 - USB-UART преобразователь.
8. CP2102 - USB-UART преобразователь.
9. Джостик.
9. Джойстик.
10. Инфракрасный приемник.
10. Инфракрасный приемник.
11. Пьезодинамик (buzzer).
11. Пьезодинамик (buzzer).
@ -94,7 +94,7 @@ code tmp/server
![camera2](pic/assembly/camera2.png)
![camera2](pic/assembly/camera2.png)
Установите насадку **(c)** на сервопривод в специальную выемку в корпусе. Если она не подходит **(g)** под выемку в корпусе - слегка подрежте ее. Закрепите с помощью винтов **(5)**. Далее установите крестообразную насадку **(b)** в основание стойки. Также при необходимости подрежте. Закрутите винты **(5)** с задней стороны основания стойки.
Установите насадку **(c)** на сервопривод в специальную выемку в корпусе. Если она не подходит **(g)** под выемку в корпусе - слегка подрежете ее. Закрепите с помощью винтов **(5)**. Далее установите крестообразную насадку **(b)** в основание стойки. Также при необходимости подрежете. Закрутите винты **(5)** с задней стороны основания стойки.
![camera3](pic/assembly/camera3.png)
![camera3](pic/assembly/camera3.png)
@ -108,7 +108,7 @@ code tmp/server
### Финальная сборка робота
### Финальная сборка робота
Закрепите стойку для камеры на плате-адаптере с помощью винтов и гаек **(I&J)**, как показано на рисунке ниже. Проведите кабели от сервприводов через отверстие в нижней части платы-адаптера и вставьте коннектор в соответствующие пины на обратной стороне платы-адаптора. Через то же отверстие проведите шлейф от камеры и вставьте его в соответствующий разъем на Raspberry Pi.
Закрепите стойку для камеры на плате-адаптере с помощью винтов и гаек **(I&J)**, как показано на рисунке ниже. Проведите кабели от сервоприводов через отверстие в нижней части платы-адаптера и вставьте коннектор в соответствующие пины на обратной стороне платы-адаптера. Через то же отверстие проведите шлейф от камеры и вставьте его в соответствующий разъем на Raspberry Pi.
![final1](pic/assembly/final1.png)
![final1](pic/assembly/final1.png)
@ -124,16 +124,15 @@ code tmp/server
![final4](pic/assembly/final4.png)
![final4](pic/assembly/final4.png)
***ОВНИМАНИЕ! РОБОТ МОЖНО СТАВИТЬ НА ЗАРЯДКУ ТОЛЬКО КОГДА ОН ВЫКЛЮЧЕН! ВО ВРЕМЯ ЗАРЯДКИ ТАКЖЕ НЕЛЬЗЯ ПОДКЛЮЧАТЬСЯ К RASPBERRY PI!***
***ОВНИМАНИЕ! РОБОТ МОЖНО СТАВИТЬ НА ЗАРЯДКУ ТОЛЬКО КОГДА ОН ВЫКЛЮЧЕН! ВО ВРЕМЯ ЗАРЯДКИ ТАКЖЕ НЕЛЬЗЯ ПОДКЛЮЧАТЬСЯ К RASPBERRY PI!***
## Установка системы и минимальная настройка.
## Установка системы и минимальная настройка
В этом разделе мы рассмотрим процесс установки операционной системы на Raspberry Pi и рассмотрим способы взаимодействия с ней в операционной системе linux и windows. Предполагается что изучающие это руководство владеют linux консолью, и язаком программирования python. Для того чтобы запустить linux на Raspberry Pi необходимо выполнить следующие действия:
В этом разделе мы рассмотрим процесс установки операционной системы на Raspberry Pi и рассмотрим способы взаимодействия с ней в операционной системе linux и windows. Предполагается что изучающие это руководство владеют linux консолью, и языком программирования python. Для того чтобы запустить linux на Raspberry Pi необходимо выполнить следующие действия:
1. Скачать отсюда (https://www.raspberrypi.org/software/operating-systems/#raspberry-pi-os-32-bit) образ ```Raspberry Pi OS ```. Я рекомендую использовать ```Raspberry Pi OS with desktop and recommended software```, этот образ будет содержать большенство вещей необходимых нам в будующем.
1. Скачать отсюда (https://www.raspberrypi.org/software/operating-systems/#raspberry-pi-os-32-bit) образ ```Raspberry Pi OS ```. Я рекомендую использовать ```Raspberry Pi OS with desktop and recommended software```, этот образ будет содержать большинство вещей необходимых нам в будущем.
2. Распокавать архив, в Windows можно использовать программу Winrar.
2. Распаковать архив, в Windows можно использовать программу Winrar.
3. Записать образ на карту памяти *(обратите внимание, что объем памяти должен быть больше 4Gb)*. Создатели Raspberry Pi советуют использовать для этого программу Etcher (https://www.balena.io/etcher/). Скачиваем ее и устанавливаем себе на компьютер. Нас встретит простой интерфейс. Сначала нужно выбрать образ, потом выбрать карту память на которую мы хотим его записать, и после согласится на запись. Все ваши данные будут удалены с данной карты. Цифрой 1 на изображении указано, где выбирать образ, 2 - где выбирать карту памяти, 3 - начало прошивки.
3. Записать образ на карту памяти *(обратите внимание, что объем памяти должен быть больше 4Gb)*. Создатели Raspberry Pi советуют использовать для этого программу Etcher (https://www.balena.io/etcher/). Скачиваем ее и устанавливаем себе на компьютер. Нас встретит простой интерфейс. Сначала нужно выбрать образ, потом выбрать карту память на которую мы хотим его записать, и после согласится на запись. Все ваши данные будут удалены с данной карты. Цифрой 1 на изображении указано, где выбирать образ, 2 - где выбирать карту памяти, 3 - начало прошивки.
@ -143,11 +142,10 @@ code tmp/server
![raspb2](pic/raspb/rasp2.png)
![raspb2](pic/raspb/rasp2.png)
После чего необходимо дождатся завершения проверки правильности записанных данных на флеш карту.
После чего необходимо дождаться завершения проверки правильности записанных данных на флеш карту.
![raspb3](pic/raspb/rasp3.png)
![raspb3](pic/raspb/rasp3.png)
![raspb4](pic/raspb/rasp4.png)
![raspb4](pic/raspb/rasp4.png)
4. Для того, чтобы избавиться от необходимости работать с Raspberry Pi, подключая к ней монитор, клавиатуру и мышку, мы будем использовать подключение с удаленного компьютера по ssh. Для этого нам нужно будет прописать некоторые настройки Wi-Fi.
4. Для того, чтобы избавиться от необходимости работать с Raspberry Pi, подключая к ней монитор, клавиатуру и мышку, мы будем использовать подключение с удаленного компьютера по ssh. Для этого нам нужно будет прописать некоторые настройки Wi-Fi.
@ -182,7 +180,7 @@ network={
6. Перейдем к подключению к Raspberry Pi. Для этого воспользуемся бесплатной версией программы MobaXterm, которая позволит нам совершить подключение gj практически любому протоколу. (Скачать можно здесь: https://mobaxterm.mobatek.net/). Установите программу на свой компьютер. Для подключения к Raspberry Pi по ssh сделайте следующее:
6. Перейдем к подключению к Raspberry Pi. Для этого воспользуемся бесплатной версией программы MobaXterm, которая позволит нам совершить подключение gj практически любому протоколу. (Скачать можно здесь: https://mobaxterm.mobatek.net/). Установите программу на свой компьютер. Для подключения к Raspberry Pi по ssh сделайте следующее:
Нажамите на кнопку Session в левом верхнем углу программы, выбирите пункт ```New session```:
Нажмите на кнопку Session в левом верхнем углу программы, выберите пункт ```New session```:
![rasp8](pic/raspb/rasp8.png)
![rasp8](pic/raspb/rasp8.png)
@ -194,23 +192,54 @@ network={
![rasp10](pic/raspb/rasp10.png)
![rasp10](pic/raspb/rasp10.png)
Стандартный пароль для Raspberry Pi OS - ```raspberry```, введите его. После чего вы можете сохранить данный пароль в системе, если вам будет так удобнее. После чего система предложет вам ввести команды на исполнение:
Стандартный пароль для Raspberry Pi OS - ```raspberry```, введите его. После чего вы можете сохранить данный пароль в системе, если вам будет так удобнее. После чего система предложит вам ввести команды на исполнение:
![rasp11](pic/raspb/rasp11.png)
![rasp11](pic/raspb/rasp11.png)
Если вы видете такой же вывод, что и на изображении выше - значит все заработало. Если нет, это может свидетельствовать о проблемах с сетью. Первым делом подключитесь к роутеру (обычно он находится на адресе http://192.168.0.1/ или http://192.168.1.1/) и посмотрите список подключенных устройств.
Если вы видите такой же вывод, что и на изображении выше - значит все заработало. Если нет, это может свидетельствовать о проблемах с сетью. Первым делом подключитесь к роутеру (обычно он находится на адресе http://192.168.0.1/ или http://192.168.1.1/) и посмотрите список подключенных устройств.
Если это произошло значит все хорошо и все работает если нет, это свидетельствует о проблемах с сетью. Первое что можно сделать это подключится к роутеру (обычно он находится на адресе http://192.168.0.1/или http://192.168.1.1/) и посмотреть там в списках клиентов расбери. На моем роутере это выглядит так:
Если это произошло значит все хорошо и все работает если нет, это свидетельствует о проблемах с сетью. Первое что можно сделать это подключится к роутеру (обычно он находится на адресе http://192.168.0.1/или http://192.168.1.1/) и посмотреть там в списках клиентов Raspberry Pi. На моем роутере это выглядит так:
![rasp12](pic/raspb/rasp12.png)
![rasp12](pic/raspb/rasp12.png)
Оттуда можно узнать IP адрес. Далее повторите действия пункта 6, только вместо хоста с названием raspberrypi используя полученный IP. Если это тоже не работает остается только одно - отсоеденить Raspberry Pi от робота, подключить к монитору и с помощью клавиатуры и мыши через графический интерфейс поключить Raspberry Pi к сети Wi-Fi.
Оттуда можно узнать IP адрес. Далее повторите действия пункта 6, только вместо хоста с названием Raspberry Pi используя полученный IP. Если это тоже не работает остается только одно - отсоединить Raspberry Pi от робота, подключить к монитору и с помощью клавиатуры и мыши через графический интерфейс подключить Raspberry Pi к сети Wi-Fi.
![rasp13](pic/raspb/rasp13.png)
![rasp13](pic/raspb/rasp13.png)
7. Для работы с камерой вам потребуется доступ к рабочему столу Raspberry Pi, для этого нужно до установить необходимые пакеты, чтобы иметь возможность видеть рабочий стол.
> Для Дальнейшей работы с этим сервисом нужно выполнить настройки из следующего раздела ```Настройка робота```.
После запуска последний команды в терминале появится что-то похожее на это:
```bash
Running applications in /etc/vnc/xstartup
VNC Server catchphrase: "Shampoo canoe Kevin. Little exit druid."
signature: e9-55-a0-df-85-12-3f-d2
Log file is /home/pi/.vnc/raspberrypi:2.log
New desktop is raspberrypi:1 (192.168.2.108:1)
```
Нужно запомнить ```raspberrypi:1``` т.к. это нужно будет использовать как адрес в клиенте.
Потом переходим сюда (https://www.realvnc.com/en/connect/download/viewer/) и качаем оттуда версию для вашей операционной системы.
![rasp14](pic/raspb/rasp14.png)
Вводите туда пароль, нажимаете Enter. После чего вам предложат ввести логин и пароль от Raspberry Pi, напомню это pi а пароль raspberry. После чего вы увидите рабочий стол малины.
![rasp15](pic/raspb/rasp15.png)
## Настройка робота.
## Настройка робота.
Для работы с коботом необходимо выполнить ряд настроек. Для начала их нужно будет сделать в специальной консольной программе для конфигурирования Raspberry Pi - ```raspi-config```, Для чего используем следующую команду:
Для работы с роботом необходимо выполнить ряд настроек. Для начала их нужно будет сделать в специальной консольной программе для конфигурирования Raspberry Pi - ```raspi-config```, Для чего используем следующую команду:
```bash
```bash
sudo raspi-config
sudo raspi-config
@ -221,21 +250,22 @@ sudo raspi-config
![robot2](pic/robot/robot2.png)
![robot2](pic/robot/robot2.png)
*Если вам будет удобнее, терминад можно открепить от программы ModaXterm и перенести в любую область рабочего стола - просто нажмите левой кнопкой мыши на вкладку с терминалом и перетащите в свободную область рабочего стола.*
*Если вам будет удобнее, терминал можно открепить от программы ModaXterm и перенести в любую область рабочего стола - просто нажмите левой кнопкой мыши на вкладку с терминалом и перетащите в свободную область рабочего стола.*
Навигация в данном режиме очень проста. Стрелками вверх и вниз мы выбираем нужный пункт меню, enter позволяект пройти в подпункты выбранного пункта или выбрать конкретную настройку. Стрелки вправо и влево позволяют выбрать один из пунктов, находящихся внизу (Select и Finish на изображении выше). Ниже перечислено, какие настройки необходимо сделать:
Навигация в данном режиме очень проста. Стрелками вверх и вниз мы выбираем нужный пункт меню, enter позволяет пройти в подпункты выбранного пункта или выбрать конкретную настройку. Стрелки вправо и влево позволяют выбрать один из пунктов, находящихся внизу (Select и Finish на изображении выше). Ниже перечислено, какие настройки необходимо сделать:
```bash
```bash
Interface Options -> Camera -> Yes -> OK
Interface Options -> Camera -> Yes -> OK
Interface Options -> SPI -> Yes -> OK
Interface Options -> SPI -> Yes -> OK
Interface Options -> I2C -> Yes -> OK
Interface Options -> I2C -> Yes -> OK
Interface Options -> Serial Port -> No -> Yes -> OK
Interface Options -> Serial Port -> No -> Yes -> OK
Interface Options -> VNC -> YES
```
```
После завершения настройки выберите finish и система предложет вам перезарузить Raspberry Pi, на что соглашаемся. Подключится можно будет способом описанным выше, либо нажать кнопку R и MobaXterm автоматически постарается переподключится к роботу.
После завершения настройки выберите finish и система предложит вам перезагрузить Raspberry Pi, на что соглашаемся. Подключится можно будет способом описанным выше, либо нажать кнопку R и MobaXterm автоматически постарается переподключиться к роботу.
После того как система загрузится установите пакеты, необходимые для работы с перефирией робота. Для этого сначала обнавляем систему, потом ставим все необходимое:
После того как система загрузится установите пакеты, необходимые для работы с периферией робота. Для этого сначала обновляем систему, потом ставим все необходимое:
Исполнение первой команды может занять достаточно длительное время.
Исполнение первой команды может занять достаточно длительное время.
## Упровление компонентами робота.
## Упровление компонентами робота
Для управления роботом предлагается использовать библиотеку bsp.py. Для того, чтобы воспользоваться ей, ее нужно поместить в папку с вашим проектом и добавить ее в ваш код следующим образом:
Для упровления роботом предлагается использовать библиотеку bsp.py. Для того, чтобы воспользоваться ей, ее нужно поместить в папку с вашим проектом и добавить ее в ваш код следующим образом:
```python
```python
import bsp
import bsp
```
```
Рассмотрим все компоненты робота и то, как ими можно управлять, какие данные с них можно получить.
Рассмотрим все компоненты робота и то, как ими можно управлять, какие данные с них можно получить.
### Управление моторами
### Управление моторами
Рассмотрим управление моторами в роботе. Для этого на плате-шасси установлен двухканальный мостовой драйвер моторов TB6612FNG. На изображении ниже вы видите часть принципиальной схемы платы-шасси, отвечающей за управление моторами:
Рассмотрим управление моторами в роботе. Для этого на плате-шасси установлен двухканальный мостовой драйвер (2 Н-моста) моторов TB6612FNG. На изображении ниже вы видите часть принципиальной схемы платы-шасси, отвечающей за управление моторами:
![motor](pic/bsp/motor.png)
![motor](pic/bsp/motor.png)
Рассмотрим назначение выходов микросхемы:
Рассмотрим назначение выходов микросхемы:
* PWMA\PWMB - вход для управления скоростью вращения мотора, для канала A и В (соответственно, для первого и второго мотора) с помощью ШИМ (*англ. PWM*);
- PWMA\PWMB - вход для управления скоростью вращения мотора, для канала A и В (соответственно, для первого и второго мотора) с помощью ШИМ (*англ. PWM*);
* AIN1\AIN2 - входы полумостов канала A;
- AIN1\AIN2 - входы полумостов канала A;
* BIN1\BIN2 - входы полумостов канала B;
- BIN1\BIN2 - входы полумостов канала B;
* А01\А02 - выходы полумостов канала А;
- А01\А02 - выходы полумостов канала А;
* В01\В02 - выходы полумостов канала В;
- В01\В02 - выходы полумостов канала В;
* STBY - включение микросхемы;
- STBY - включение микросхемы;
* VM - вход питания силовой части микросхемы, двигателей;
- VM - вход питания силовой части микросхемы, двигателей;
* VCC - вход питания логической части микросхемы;
- VCC - вход питания логической части микросхемы;
* GND - земля.
- GND - земля.
---
***Н-мост***
***Н-мост***
@ -279,11 +309,8 @@ import bsp
![H-bridge](pic/bsp/H-bridge.png)
![H-bridge](pic/bsp/H-bridge.png)
H-мост состоит из четырех переключателей, котороми могут быть, наппример, транзисторы или реле. Когда ключи S1 и S4 замкнуты, а S2 и S3 разомкнуты, мотор крутится в одну сторону, если же замкнуть S2 и S3, а S4 и S1 разомкнуть - мотор будет крутиться в другую сторону.
H-мост состоит из четырех переключателей, которыми могут быть, например, транзисторы или реле. Когда ключи S1 и S4 замкнуты, а S2 и S3 разомкнуты, мотор крутится в одну сторону, если же замкнуть S2 и S3, а S4 и S1 разомкнуть - мотор будет крутиться в другую сторону.
---
---
***ШИМ***
***ШИМ***
ШИМ (широтно-импульсная модуляция, англ. PWM) - способ управления мощностью на нагрузке с помощью изменения скважности импульсов при постоянной амплитуде и частоте импульсов.
ШИМ (широтно-импульсная модуляция, англ. PWM) - способ управления мощностью на нагрузке с помощью изменения скважности импульсов при постоянной амплитуде и частоте импульсов.
@ -292,17 +319,14 @@ H-мост состоит из четырех переключателей, ко
Основные параметры ШИМ-сигнала:
Основные параметры ШИМ-сигнала:
* Ui - мплитуда импульсов;
* Ui - амплитуда импульсов;
* Ton - время, когда сигнал включен;
* Ton - время, когда сигнал включен;
* Toff - время, когда сигнал отключен;
* Toff - время, когда сигнал отключен;
* Tpwm - время периода ШИМ;
* Tpwm - время периода ШИМ;
Мощность на нагрузке пропорциональна времени включенного и отключенного сигнала.
Мощность на нагрузке пропорциональна времени включенного и отключенного сигнала.
---
Вернемся к части принципиальной схемы, отвечающей за управление моторам. Видно, что оно осуществляется с помощью четырех пинов GPIO, которые задают направление вращения двух моторов (AIN1\AIN2, BIN1\BIN2) и двух пинов с функцией ШИМ (PWMA\PWMB), которые задают скорость вращения.
Вернемся к части принципиальной схемы, отвечающей за управление моторам. Видно, что оно осуществляется с помощью четырех пинов GPIO, которые задают напрвление вращения двух моторов (AIN1\AIN2, BIN1\BIN2) и двух пинов с функцией ШИМ (PWMA\PWMB), которые задают скорость вращения.
В библиотеке bsp.py реализован функционал, который позволит вам просто объявить объект-мотор, задать скорость и направление вращения:
В библиотеке bsp.py реализован функционал, который позволит вам просто объявить объект-мотор, задать скорость и направление вращения:
@ -319,7 +343,7 @@ m.setMotor(10, 20) # Выставить скорость (ШИМ) 10 на ле
# Скорость может быть от -100 до 100, знак определяет направление
# Скорость может быть от -100 до 100, знак определяет направление
```
```
### Взаимодействие с пьезодинамиком (buzzer):
### Взаимодействие с пьезодинамиком (buzzer)
Пьезодинамик (англ. buzzer) - устройство на основе обратного пьезоэлектрического эффекта, который заключается в механической деформации пьезоэлектрика под воздействием электрического поля. Простыми словами - при подаче напряжения на пьезодинамик, устройство переводит его в колебание мембраны динамика.
Пьезодинамик (англ. buzzer) - устройство на основе обратного пьезоэлектрического эффекта, который заключается в механической деформации пьезоэлектрика под воздействием электрического поля. Простыми словами - при подаче напряжения на пьезодинамик, устройство переводит его в колебание мембраны динамика.
@ -327,7 +351,7 @@ m.setMotor(10, 20) # Выставить скорость (ШИМ) 10 на ле
![buzzer_shem](pic/bsp/buzzer.png)
![buzzer_shem](pic/bsp/buzzer.png)
Взаимодествие с пьезодинамиком с помощью библиотеки bsp.py реализовано следующим образом:
Взаимодействие с пьезодинамиком с помощью библиотеки bsp.py реализовано следующим образом:
```python
```python
b = beep()
b = beep()
@ -335,9 +359,9 @@ b.on() # Включить пищалку
b.off() # Выключить пищалку, пищит до тех пор пока не выключите
b.off() # Выключить пищалку, пищит до тех пор пока не выключите
```
```
### Джойстик:
### Джойстик
На верхней плате-адаптере робота распположен джойстик. На изображении он обведен в красный кружок. Джойстик может возвращать информацию об отклонении его влево, вправо, вперед и вназад, а так же о центральном расположении.
На верхней плате-адаптере робота расположен джойстик. На изображении он обведен в красный кружок. Джойстик может возвращать информацию об отклонении его влево, вправо, вперед и назад, а так же о центральном расположении.
![joystick1](pic/bsp/joystick1.png)
![joystick1](pic/bsp/joystick1.png)
@ -347,11 +371,11 @@ b.off() # Выключить пищалку, пищит до тех
```python
```python
j = joystick()
j = joystick()
j.check_ctr() # Вернет еденицу если нажата крестовина
j.check_ctr() # Вернет единицу если нажата крестовина
j.check_a() # == нажата A
j.check_a() # Вернет единицу если нажата A
j.check_b() # == нажата B
j.check_b() # Вернет единицу если нажата B
j.check_c() # == нажата C
j.check_c() # Вернет единицу если нажата C
j.check_d() # == нажата D
j.check_d() # Вернет единицу если нажата D
```
```
Рассмотрим пример взаимодействия с джойстиком с помощью bsp.py:
Рассмотрим пример взаимодействия с джойстиком с помощью bsp.py:
@ -381,11 +405,11 @@ while True: # В бесконечном цикле проверяем н
```python
```python
IR = IR_controll()
IR = IR_controll()
key = IR.getkey() # Присваеваем переменной key номер нажатой кнопки на пульте
key = IR.getkey() # Присваиваем переменной key номер нажатой кнопки на пульте
# Метод вернет None если не одна кнопка не нажата, или вернет код кнопки если ее нажали в данный момент, и repeat до тех пор пока кнопку не отпустят
# Метод вернет None если не одна кнопка не нажата, или вернет код кнопки если ее нажали в данный момент, и repeat до тех пор пока кнопку не отпустят
```
```
Пример использования - программа которая выводит код нажатой кнпки:
Пример использования - программа которая выводит код нажатой кнопки:
```python
```python
ir = ir_controll()
ir = ir_controll()
@ -407,11 +431,11 @@ while True:
```python
```python
b = ir_bumper()
b = ir_bumper()
l = b.check_l() # Вернет 1 если препятствие зафиксированно левым датчиком
l = b.check_l() # Вернет 1 если препятствие зафиксировано левым датчиком
r = b.check_r() # Вернет 1 если препятствие зафиксированно правым датчиком
r = b.check_r() # Вернет 1 если препятствие зафиксировано правым датчиком
```
```
Пример кода для работы с инфракрасными датчиками. В консоль выводится информация о сенсорах, которые фиксируют обьект:
Пример кода для работы с инфракрасными датчиками. В консоль выводится информация о сенсорах, которые фиксируют объект:
```python
```python
b = ir_bumper()
b = ir_bumper()
@ -424,7 +448,7 @@ while True:
time.sleep(0.3)
time.sleep(0.3)
```
```
### Ультрозвуковой дальномер
### Ультразвуковой дальномер
Для обнаружения препятствий и определения расстояний до них можно воспользоваться ультразвуковым дальномером.
Для обнаружения препятствий и определения расстояний до них можно воспользоваться ультразвуковым дальномером.
@ -434,23 +458,20 @@ while True:
Ультразвуковой датчик в формате модуля установлен в специальный разъем на плате-шасси робота.
Ультразвуковой датчик в формате модуля установлен в специальный разъем на плате-шасси робота.
---
***Ультразвуковой дальномер***
***Ультразвуковой дальномер***
Ультразвуковой дальномер генерирует звуковые импульсы и слушает эхо. Замеряя время, за которое отраженная звуковая волна вернется обратно можно определить расстояние до объекта.
Ультразвуковой дальномер генерирует звуковые импульсы и слушает эхо. Замеряя время, за которое отраженная звуковая волна вернется обратно можно определить расстояние до объекта.
В отличие от инфракрасных датчиков, рассмотренных выше, мы можем получить информацию о расстоянии до объекта, так же такому сенсору будут нестрашны засветы от солнца, но он может плохо работать с очень тонкими и пушистыми предметами.
В отличие от инфракрасных датчиков, рассмотренных выше, мы можем получить информацию о расстоянии до объекта, так же такому сенсору будут нестрашны засветы от солнца, но он может плохо работать с очень тонкими и пушистыми предметами.
---
Средствами bsp.py вы можете взаимодействовать с ультразвуковыми датчиками следующим образом:
Средствами bsp.py вы можете взаимодействовать с ультразвуковыми датчиками следующим образом:
```python
```python
u = us_sensor()
u = us_sensor()
k = u.dist() # Вернет расстояние до обьекта, считанное сенсором
k = u.dist() # Вернет расстояние до объекта, считанное сенсором
```
```
Пример кода который будет выводить расстояние до обьекта до тех пор, пока не будет нажато сочетание клавиш ```Ctrl+C```:
Пример кода который будет выводить расстояние до объекта до тех пор, пока не будет нажато сочетание клавиш ```Ctrl+C```:
```python
```python
u = us_sensor()
u = us_sensor()
@ -462,9 +483,9 @@ except KeyboardInterrupt:
GPIO.cleanup()
GPIO.cleanup()
```
```
### RGB диоды.
### RGB диоды
Для работы с RGB необходимо внести некотрые изменения в конфиг запуска расбери, т.к. такие светодиоды WS2812B требуют очень специфического сигнала управления. Реолизовать его средствами linux не возможно, поэтому на помощь нам приходят такие модули как DMA и PWM. DMA позволяет передовать данные на светодиоды минуя центральный процуссор, а PWM через управление скважностью позволяет передвать данные от DMA в требуемом формате. Но затакую реализацию нужно платить, поэтому одновременно со светодиодами нельзя использовать аудиокарту встроенную в малину. Собственно для ее отключения нам и нужно исправить настройки запуска, для чего:
Для работы с RGB необходимо внести некоторые изменения в конфиг запуска расбери, т.к. такие светодиоды WS2812B требуют очень специфического сигнала управления. Реализовать его средствами linux не возможно, поэтому на помощь нам приходят такие модули как DMA и PWM. DMA позволяет передавать данные на светодиоды минуя центральный процессор, а PWM через управление скважностью позволяет передрать данные от DMA в требуемом формате. Но затакую реализацию нужно платить, поэтому одновременно со светодиодами нельзя использовать аудиокарту встроенную в малину. Собственно для ее отключения нам и нужно исправить настройки запуска, для чего:
Для примера попробуем установть разные цвета на диоды:
Для примера попробуем установить разные цвета на диоды:
```python
```python
r = rgb_led()
r = rgb_led()
@ -506,7 +527,7 @@ r.color(2, 0, 255, 0)
r.color(3, 255, 0, 0)
r.color(3, 255, 0, 0)
```
```
Такого-же эффекта можно добится если указать не якость каждого отдельного цвета, а применить название соответствующего цвета.
Такого-же эффекта можно добиться если указать не яркость каждого отдельного цвета, а применить название соответствующего цвета.
```python
```python
r = rgb_led()
r = rgb_led()
@ -527,7 +548,7 @@ r.color(3, "Red")
- White
- White
- Yellow
- Yellow
## Датчики линии.
## Датчики линии
Для отслеживания линии в нижней части робота есть 5 оптических датчиков. Для простого примера можно просто считать с них значения:
Для отслеживания линии в нижней части робота есть 5 оптических датчиков. Для простого примера можно просто считать с них значения:
@ -538,11 +559,11 @@ while True:
time.sleep(0.2)
time.sleep(0.2)
```
```
Если поставить робота на трассу (ее можно найти в папке docs), то маленикие значения (<200)будутполученныссенсоракоторыйнаходитсянадчернойлинией,абольшие(> 800) над беым участком трассы.
Если поставить робота на трассу (ее можно найти в папке docs), то меленькие значения (<200)будутполученыссенсоракоторыйнаходитсянадчернойлинией,абольшие(> 800) над белым участком трассы.
## Управление положением камеры
## Управление положением камеры
Для управлением полужением камеры (2мя сервоприводами) здесь отвечает специальная микросхема - PCA9685, её необходимо задать угол поворота камеры и она будет его поддерживать, пока мы не передадим новое значение угла. Для реализации данного функцилнала можно воспользоваться следующей функцией:
Для управлением положением камеры (2мя сервоприводами) здесь отвечает специальная микросхема - PCA9685, её необходимо задать угол поворота камеры и она будет его поддерживать, пока мы не передадим новое значение угла. Для реализации данного функционала можно воспользоваться следующей функцией:
```python
```python
c = CameraAngle()
c = CameraAngle()
@ -551,7 +572,7 @@ c.setCameraAngle(30, 90)
Установит на 30 градусов по вертикальной оси и 90 градусов по горизонтальной.
Установит на 30 градусов по вертикальной оси и 90 градусов по горизонтальной.
Пример программы которая двигает камерой впрово и влево, а так-же вверх и низ:
Пример программы которая двигает камерой вправо и влево, а так-же вверх и низ:
```python
```python
c = CameraAngle()
c = CameraAngle()
@ -566,9 +587,9 @@ while True:
time.sleep(0.02)
time.sleep(0.02)
```
```
# Примеры простых программ:
# Примеры простых программ
Для примера работы с роботом давайте реализуем программу движения по линии, по датчикам линии. Данная программа позволит двигатся роботу по замкнотуму контуру который можно получить распечатав страницы 2,2,2,2,3,3,3,3,11 из документа с элементами трассы.
Для примера работы с роботом давайте реализуем программу движения по линии, по датчикам линии. Данная программа позволит двигаться роботу по замкнутому контуру который можно получить распечатав страницы 2,2,2,2,3,3,3,3,11 из документа с элементами трассы.
```python
```python
from bsp import rgb_led, line_sensor, motor
from bsp import rgb_led, line_sensor, motor
@ -605,64 +626,183 @@ while True:
m.setMotor(10, 10)
m.setMotor(10, 10)
```
```
В данном примере робот ездиет по черной линии, также светодтодами подсвечивается сенсор под которым обнаружина линия. delta_sensor это пороговое значения срабатывания сенсора, оно может менятся в зависимости от освещения. Это значение можно узнать если воспользоватся примером выше который считывает значения с сенсоров.
В данном примере робот ездит по черной линии, также светодиодами подсвечивается сенсор под которым обнаружена линия. delta_sensor это пороговое значения срабатывания сенсора, оно может меняться в зависимости от освещения. Это значение можно узнать если воспользоваться примером выше который считывает значения с сенсоров.
## Компьютерное зрение
## Компьютерное зрение
В рамках данного блока я предлогаю рассмотреть пример который позволит распознать зеленый круг, а также взаимодействавать с ним. Этот процесс состоит из 2х этапов, первое это подбор параметров, а второе это пепосредственная работа с программой по распознованию. Для риализации нужно сделать следующее:
В рамках данного блока я предлагаю рассмотреть пример который позволит распознать зеленый круг, а также взаимодействовать с ним. Этот процесс состоит из 2х этапов, первое это подбор параметров, а второе это непосредственная работа с программой по распознаванию.
1. нужно доустановить необходимые пакеты, для того что-бы мы могли подключится к пишке, и видить экран, чтобы иметь возможность видеть рабочий стол.
Наша задача подобрать минимальное и максимальное значения для 3х парматров h, s, v. Сначало нужно подобрать нижнюю границу параметра h (h1) Для этого нужно двигать первый ползунок до тех пор пока круг не станет быть виден. потом подгоняем максимальное значение h (h2) так чтобы круз все еще отчетливо был виден. Потом также подгоняем второй параметр s и третий v. В итоге должно получится что-то похожее на это:
Суть происходящего в том что для того чтобы определить объект на фото или видео нам нужно выделить его контур, а для этого необходимо знать его цвет. Также для более удобной работы мы переводим цвет в HSV (тон, насыщенность, значение) представление.
![cv0](pic/CV/HSV_cone.png)
Наша задача подобрать минимальное и максимальное значения для 3х параметров h, s, v. Сначала нужно подобрать нижнюю границу параметра тона h (h1). По сути это и есть выбор того цвета который мы хоти распознать. Для этого нужно двигать первый ползунок до тех пор пока круг не станет быть виден. потом подгоняем максимальное значение h (h2) так чтобы круг все еще отчетливо был виден, но при этом эти 2 ползунка были максимально близки. Потом также подгоняем второй параметр s - это насыщенность, чем больше этот параметр, тем «чище» цвет, а чем ближе этот параметр к нулю, тем ближе цвет к нейтральному серому. Третий v - это яркость.
В итоге должно получится что-то похожее на это:
![cv2](pic/CV/cv_2.png)
![cv2](pic/CV/cv_2.png)
Далее нужно сожранить последнее значение распечатанное в консоле, там будет что-то похожее на это:
Далее нужно сохранить последнее значение распечатанное в консоль, там будет что-то похожее на это:
```txt
```txt
(96, 175,70),(85,255,117)
(96, 175,70),(85,255,117)
```
```
Эти числа нам потребуются далее для работы с распознованием обьекта.
Эти числа нам потребуются далее для работы с распознаванием объекта.
Далее запустим пример который распознает круг.
Далее рассмотрим пример который распознает круг.
```python
```python
circul_detect.py
import cv2
import numpy as np
# Подключаемся к камере
cam = cv2.VideoCapture(0)
while True:
_, frame = cam.read()
# Перевод изображения в HSV
hsv = cv2.cvtColor(frame, cv2.COLOR_BGR2HSV)
# Немного размываем изображение
hsv = cv2.blur(hsv,(5,5))
# Задаем параметр из прошлого примера
mask = cv2.inRange(hsv, (78,154,93),(86,224,255))
# С помощью специального алгоритма ищем контур обьекта
# выводим то что получилось вместе с текстом и контуром
cv2.imshow("Image", frame)
k = cv2.waitKey(2)
if k == 27:
cv2.destroyAllWindows()
break
```
```
![cv3](pic/CV/cv_3.png)
![cv3](pic/CV/cv_3.png)
TODO: Написть че вообще происходит.
В чем тут идея, изображение полученное с камеры проходит несколько этапов преобразования для того чтобы мы могли распознать на нем объект. Сначала мы преобразуем изображение в HSV формат который мы использовали в предыдущим примере. Потом с помощью алгоритма определяющего контур ищем объект нужного цвета. Вот тут и нужны параметры полученные в прошлом примере, из-за того что у вас может отличатся освещение или камера то эти параметры всегда нужно подбирать экспериментально. Этот контур можно увидеть на скриншоте ниже, от состоит из синих точек. Далее мы ищем 2 самые удаленные друг от друга точки и строим вокруг них окружность. Далее определяем площадь этой окружности, выводя сообщение о том что она слишком близка или далека от камеры. Тут вы можете проявить изобретательность и добавить например движение робота за объектом если он далеко и от него если близко, так же можно определить положение объекта на экране таким образом заставив робота следовать за объектом.
## Машинное обучение
## Машинное обучение
Тут в качкстве примера я предложу вам обучить свою нейронную серь на открытом датасете который содержит тысячи изображений цифр - MNIST. Этот датасет уже встроен в библиотеку keras.
Тут в качестве примера я предложу вам обучить свою нейронную серь на открытом датасете который содержит тысячи изображений цифр - MNIST. Этот датасет уже встроен в библиотеку keras.
Для того чтобы использовать нейронную сеть ее нужно сначала обучить, для этого я предлагаю использовать сервис google colaboratiry - https://colab.research.google.com/notebooks/intro.ipynb, потому что обучение сетей требует значительных вычислительных мощностей, а гугл готов нам предоставить их бесплатно в образовательных целях. Данный сервис представляет из себя страницу jupiter noutbook код в которой исполняется поблочно. давайте рассмотрим блоки которые нам необходимы для получения обученной сети:
Для того чтобы использовать нейронную сеть ее нужно сначала обучить, для этого я предлагаю использовать сервис google colaboratiry - https://colab.research.google.com/notebooks/intro.ipynb, потому что обучение сетей требует значительных вычислительных мощностей, а гугл готов нам предоставить их бесплатно в образовательных целях. Данный сервис представляет из себя страницу jupiter noutbook код в которой исполняется поблочно. давайте рассмотрим блоки которые нам необходимы для получения обученной сети:
@ -677,31 +817,28 @@ from tensorflow.keras import layers
2) Скачивание датасета и преобразованиего в необходимый формат:
2) Скачивание датасета и преобразованиего в необходимый формат: